Наказать "Укрзализныцю" и дожить до решения суда. Почему молчат жертвы украинской железной дороги — УНИАН

Наказать "Укрзализныцю" и дожить до решения суда. Почему молчат жертвы украинской железной дороги

: «Наказать «Укрзализныцю» и дожить до решения суда фото REUTERS Об ужасах передвижения украинскими железными дорогами в сети рассказывают почти еженедельно. Недавняя история известного дизайнера и иллюстратора Надежды Кушнир (это она придумала мега-популярного "Гуся") о том, как она могла стать жертвой насилия в поезде, а проводники ничем не помогли, когда девушка пожаловалась на грубые приставания попутчика, провисела в Facebook едва ли полчаса. Надежда удалила свой пост, вероятно, не выдержав напора комментариев о том, что она "сама во всем виновата". При таком уровне общественной "поддержки" не удивительно, что жертвы "сервиса" УЗ не сильно стремятся придать огласке свои трагические истории. Да и можно ли выиграть суд у "Укрзализныци" и получить компенсацию за моральный ущерб? Жителю Павлограда, 65-летнему Александру Красникову понадобилось 14 лет, чтобы дождаться решения суда первой инстанции – 1,5 млн гривен компенсации за историю, произошедшую еще в 2007 году, в результате которой он стал инвалидом. Александр Красников из-за халатности на «Укрзализныце» стал инвалидом и 14 лет добивается справедливости На прошлой неделе началось новая "эпопея" в Апелляционном суде, наверняка будет и обращение в Верховный суд. А прогнозов о том, когда в его деле будет поставлена финальная точка, и он сможет получить деньги, не дает никто. Вышел из электрички и… упал в пропасть 7 августа 2007 года, около 21:30 пригородный электропоезд №6282 "Днепропетровск — Лозовая" прибыл на платформу "997 км" под Павлоградом. Александр Красников ехал из Днепра в предпоследнем вагоне, но перед самой остановкой перешел в "хвост": казалось, что так придется меньше идти от платформы. Ехал по этому маршруту впервые, выходил в темноту, освещения не было. Мужчина сделал шаг со ступеньки электрички и… полетел с высоты 5-6 метров. Пассажир провалился в одно из технических отверстий моста. Конечно, по этому сооружению ходить запрещено, не то, что высаживать пассажиров. Но машинист остановил состав так, что последний вагон оказался за пределами платформы. Скриншот Googlmaps – участок железнодорожных путей, где пассажира ссадили с поезда в пропасть На этом участке – перекресток двух железнодорожных путей, одни идут внизу по насыпи, вторые – сверху по ЖД-мосту, к последнему примыкает платформа. В результате падения Александр Красников сильно ушиб грудь, разбил голову, получил перелом руки, ноги. Был сломан один из позвонков поясницы. Забегая вперед, скажем, что травмы привели к инвалидности, мужчина ходит в корсете и принимает обезболивающие.   Александр не мог сам подняться и пролежал на шпалах около четырех часов, прежде чем его обнаружили, вызвали полицию, а затем и "скорую". Все это время где-то над ним, на мосту, покачивался пакет, который он держал в руках до падения. Эта деталь кажется излишне кинематографичной, но о ней на суде рассказывали полицейские — те, кто выезжал на место происшествия. Рассказывали не из любви к художественному повествованию. Дело в том, что Александру пришлось доказывать, что он — пассажир УЗ. Его билет выпал то ли во время падения, то ли его выбросили уже в больнице, вместе с разодранной в клочья одеждой пострадавшего. Но "для протокола" надо было доказать, что он вышел именно из вагона и упал с моста, а не появился окровавленный на рельсах по некой иной причине. И, добавим, что по свидетельству вышеупомянутых полицейских, Александр Красников был трезв. "Из моего подзащитного хотели сделать дурачка. В его адрес раздавалось: "Пьяный", "Хотел совершить самоубийство". Надеялись, что он устанет добиваться правды", — рассказал УНИАН адвокат Александра Евгений Твардиевич. "Я доживу до решения суда?" За падением последовали долгие месяцы лечения, за ними — годы борьбы с системой. "Разбор полета" тянулся очень долго, следственный эксперимент провели лишь спустя 6 лет, в августе 2013-го. "Большое, масштабное предприятие пыталось всеми возможными способами уйти от ответственности. Дело закрывали, поскольку оно было открыто по старому УПК… Несколько раз мы оспаривали постановление о закрытие дела. С годами менялись следователи, дело передавалось из прокуратуры в полицию, только в 2014 году мы увидели обвинительный акт…", — рассказывает адвокат Евгений Твардиевич. Естественно, никого из высокопоставленных чиновников УЗ среди обвиняемых не было. Пресловутая роль "стрелочников" досталась машинисту и начальнику станции "Павлоград". Свою вину ни один, ни второй не признали. Более того, машинист утверждал, что никто из вагонов на том мосту не выходил. Но было невозможно оспорить факт, что последний вагон остановился за пределами платформы. Следствие показало, что знак "Остановка первого вагона", по которому ориентируется машинист, должен был быть установлен на опоре контактной линии №56. На самом деле знак был повешен на соседний столб №58. И с 2004 года поезд останавливался с риском для пассажиров последних вагонов. Благо станция не самая популярная. И до 2007 года и падения Александра Красникова, никто из-за этой халатности не покалечился. Ему самому, впрочем, от этого не легче. Понять, кто виноват в ошибке, суд не смог. По словам начальника станции "Павлоград", установка знаков не входит в его должностные обязанности, этим, якобы, должна заниматься "Павлогорадская дистанция колеи". Представители последний на суде утверждали, что они следили только за техническим состоянием платформы. В итоге решили, что роковой знак был повешен "неустановленным лицом, в неустановленное время". И машинист, и начальник станции получили по два года, но за решетку не отправились – прошли сроки давности. Надо сказать, что адвокат Александра Красникова Евгений Твардиевич присоединился к делу уже на завершающей стадии, предыдущий защитник умер, не дожив до победы. И если раньше адвокату от клиента приходилось слышать: "Решение будет в мою пользу?", сейчас: "Я доживу до решения суда?". Сначала у Александра Красникова было желание наказать всех виновных. Сейчас осталась лишь надежда добиться компенсации за моральный ущерб. "Сумма обоснована, мой подзащитный проходил соответствующую экспертизу, – говорит адвокат Евгений Твардиевич. – Не зависимо от решения апелляционного суда, я понимаю, что лица, которые были осуждены, обратятся в Верховный суд. По практике, там будут рассматривать дело от полугода до года. Если приговор будет отменен, иск аннулируется. Тогда надо будет повторно обращаться в суд уже в рамках гражданского производства". (Не)оправданный оптимизм? На этом фоне крайне оптимистичными выглядят прогнозы адвоката Евгения Пронина, который защищает интересы еще одной жертвы "сервисов" "Укрзализныци" Анастасии Луговой. Напомним, в прошлом году эту девушку жестоко избили и пытались изнасиловать в поезде "Мариуполь-Киев". Насильник умер, не дожив до приговора, но суд продолжается. Анастасия намерена получить с УЗ 500 тысяч гривен компенсации, и ее адвокат говорит, что это может случиться уже через год. ""Укрзализныця" напрямую не выходит с жертвами на контакт. Хотя со стороны госкомпании это было бы правильно, особенно в публичных делах, резонансных. Был подан гражданский иск, но в силу того, что обвиняемый умер, его пришлось подать еще раз. Иск начинает рассматривать Печерский суд. Я понимаю, что такие процессы могут тянуться годами, но думаю, что, если УЗ не будет тянуть время, за год мы справимся. Наши шансы – "50 на 50", как суд решит, – рассказывал УНИАН адвокат Евгений Пронин. – На их месте было бы правильно признать иск, заплатить деньги. Анастасия просит 500 тысяч гривен за моральный ущерб.  Отрицая иск, они говорят, что ее в поезде УЗ не пытались изнасиловать, или ее права не были нарушены? Или то, что они не причастны? Насколько я помню, они провели внутреннее расследование и уволили проводниц, признав, что те виноваты, что пустили "зайца". И тут они говорят, что не должны ей возмещать ничего?". Напомним, по сообщению пресс-службы УЗ, работники, из-за халатности которых посторонний проник в поезд "Киев – Мариуполь" и жестоко избил пассажирку, должны были быть уволены. Речь идет о начальнике поезда, инструкторе поездных бригад, старшем мастере вагонного депо резерва проводников и заместителе начальника Мариупольского вагонного депо.  Скрин uz.gov.ua "Указанные сотрудники проявили недостаточный профессиональный уровень и допустили ряд нарушений", – пишут на официальном сайте компании.